Изменения в Налоговый кодекс для ФЛП на едином налоге
Верховна рада прийняла проект Закону «Про внесення змін до Податкового кодексу України та деякі інші законодавчі акти України (щодо спрощеної системи оподаткування, обліку і звітності суб'єктів малого підприємництва)» від 16 травня 201 року № 8521. Закон набере чинності з 1 січня 2012 р., якщо буде підписаний Президентом.
Серед основних змін та уточнень, які передбачено законом наступні.
Суб'єкти господарювання, які застосовують спрощену систему оподаткування, обліку та звітності, поділяються на чотири групи платників єдиного податку:
- перша група — фізичні особи — підприємці, які не використовують працю найманих осіб, які здійснюють виключно роздрібний продаж товарів з торгових місць на ринках і/або здійснюють господарську діяльність з надання побутових послуг населенню, і обсяг доходів яких протягом календарного року не перевищує 150 тис. грн;
- друга група — фізичні особи — підприємці, які здійснюють господарську діяльність з надання послуг, у тому числі побутових, платники єдиного податку та/або населенню, виробництво та продаж товарів, діяльність у сфері ресторанного господарства за умови, що протягом календарного року відповідають сукупності наступних критеріїв:
— не використовують працю найманих осіб або кількість осіб, які перебувають з ними у трудових відносинах, одночасно не перевищує 10 осіб;
— обсяг доходу не перевищує 1 млн грн.
Дія цього підпункту не поширюється на фізичних осіб — підприємців, які надають посередницькі послуги з купівлі, продажу, оренди і оцінки нерухомого майна. Такі фізичні особи — підприємці відносяться виключно до третьої групі платників єдиного податку, якщо відповідають вимогам, установленим для третьої групи;
- третя група — фізичні особи — підприємці, які протягом календарного року відповідають сукупності наступних критеріїв:
— не використовують працю найманих осіб або кількість осіб, які перебувають з ними у трудових відносинах, одночасно не перевищує 20 осіб;
— обсяг доходу не перевищує 3 млн грн;
- четверта група — юридичні особи — суб'єкти господарювання будь-якої організаційно-правової форми, які протягом календарного року відповідають сукупності наступних критеріїв:
- середня облікова кількості працівників не перевищує 50 осіб;
- обсяг доходу не перевищує 5 млн грн.
Не можуть бути платниками єдиного податку:
- суб'єкти господарювання (юридичні особи та фізичні особи — підприємці), які здійснюють:
- діяльність з організації, проведенню азартних ігор;
- обмін іноземної валюти;
- виробництво, експорт, імпорт, продаж підакцизних товарів (крім роздрібної продажу паливно-мастильних матеріалів в ємностях до 20 літрів і діяльності фізичних осіб, пов'язаної з роздрібним продажем пива і столових вин);
- видобуток, виробництво, реалізацію дорогоцінних металів і дорогоцінного каміння, у тому числі органогенного утворення;
- видобуток, реалізація корисних копалин;
- діяльність у сфері фінансового посередництва, окрім діяльності у сфері страхування, що здійснюється страховими агентами, визначеними Законом України «Про страхування», сюрвейєра, аварійними комісарами і аджастер, визначених розділом III цього Кодексу;
- діяльність з управління підприємствами;
- діяльність з надання послуг пошти і зв'язку;
- діяльність з продажу предметів мистецтва та антикваріату, діяльність з організації торгів (аукціонів) виробами мистецтва, предметами колекціонування або антикваріату;
- діяльність з організації, проведення гастрольних заходів.
Серед основних моментів спрощеної системи оподаткування, обліку і звітності суб'єктів малого підприємництва:
- підвищення граничного обсяг доходу, при якому можливе застосування спрощеної системи оподаткування (для фізичних осіб — з 500 тис. грн. до 3 млн. грн., для юридичних осіб — з 1 млн. до 5 млн. грн.);
- введення відсоткової ставки єдиного податку: 3% від доходу для фізичних осіб з обсягом доходу до 3 млн. грн. за умови сплати ПДВ, 5% від доходу — без сплати ПДВ (у діючому законодавстві така норма відсутня);
- скасування обмеження відносити на витрати платника податку на прибуток витрати на придбання товарів (робіт, послуг) у фізичних осіб — платників єдиного податку;
- надання фізичним особам — платникам єдиного податку право реєструватись платниками ПДВ;
- скасування 50-відсоткової надбавки, що застосовується до фіксованих ставок єдиного податку за кожного найманого працівника (у діючому законодавстві — за кожну найману особу додатково сплачується 50% ставки податку).
Також, відповідно до концепції спрощеної системи оподаткування спрощені адміністративні процедури:
- скасовано щорічне оформлення свідоцтва платника єдиного податку (згідно діючого законодавства заява на застосування спрощеної системи оподаткування подається щорічно);
- скасовано авансові внески для платників єдиного податку, які сплачують податок за відсотковими ставками. Податок сплачуватиметься за даними декларації (відповідно до діючого законодавства — щомісяця авансовими внесками);
- встановлено річний звітний період для фізичних осіб з незначним обсягом доходу (до 150 тис. грн.);
- надано право фізичним особам, які не використовують працю найманих осіб, не сплачувати єдиний податок на час відпустки протягом календарного місяця, а також хвороби, підтвердженої лікарняним листком, якщо вона триває календарний місяць і більше;
- встановлено для фізичних осіб — платників єдиного податку (за винятком тих, які є платниками ПДВ) обов'язок щодо ведення книги обліку доходів (без обліку витрат).
З метою недопущення ухилення від сплати податків чи їх мінімізації прийнято такі зміни:
- подання платниками податку на прибуток переліку доходів та витрат у розрізі контрагентів — платників єдиного податку;
- встановлення вимоги для фізичних осіб, які сплачують податок за фіксованими ставками, щодо надання послуг виключно населенню та платникам єдиного податку;
- встановлення підвищених ставок єдиного податку за порушення умов застосування спрощеної системи оподаткування;
- анулювання свідоцтва платника єдиного податку при встановленні порушень.
За матеріалами : РБК
Мабуть всім приватним підприємцям на єдиному або на фіксованому податку, або навіть на загальній системі оподаткування (думаю, що багато з них перейдуть з нового року на єдиний податок) доведеться обирати групу, у якій працювати. Саме тому, ця порівняльна таблиця буде дуже доречна. Також, після таблиці, читаємо про деякі особливості нової спрощеної системи.
1 група | 2 група | 3 група | |
Можливість використання найманих працівників | Не можуть використовувати | Не більше 10 осіб одночасно | Не більше 10 осіб одночасно |
Податковий звітний період та строки подання декларації | Календарний рік. Подання декларації – 60 календарних днів, наступних за звітним періодом. | Календарний квартал Подання декларації – 40 календарних днів наступних за звітним періодом. | Календарний квартал Подання декларації – 40 календарних днів наступних за звітним періодом. |
Граничний обсяг доходу за рік | 150 000,00 грн. | 1 000 000,00 грн. | 3 000 000,00 |
Ставка єдиного податку | Від 1 до 10 відсотків розміру мінімальної заробітної плати | Від 2 до 20 відсотків розміру мінімальної заробітної плати | Для платників ПДВ – 3% від доходу. Для неплатників ПДВ – 5% від доходу. |
Порядок сплати єдиного податку | Авансові внески не пізніше 20 числа (включно) поточного місяця. Можна сплатити авансом за весь рік | Авансові внески не пізніше 20 числа (включно) поточного місяця. Можна сплатити авансом за весь рік | Протягом десяти календарних днів після граничного строку подання податкової декларації за податковий (звітний) квартал. |
Право на свідоцтво платника ПДВ | Не мають права | Не мають права | Мають право у разі обрання ставки 3% та якщо відповідають критеріям п.181.1 ПКУ |
Види діяльності | — роздрібний продаж товарів з торговельних місць на ринках. та/або — господарська діяльність з надання побутових послуг населенню. |
— надання послуг, у тому числі побутових, платникам єдиного податку та/або населенню. — виробництво та/або продаж товарів. — діяльність у сфері ресторанного господарства. |
Будь які види, окрім заборонених для спрощеної системи. |
Віднесення витрат до складу валових для платників податку на прибуток | Не відносяться | Послуги не відносяться. Товари відносяться. |
Відносяться |
Ведення обліку | Книга обліку доходів, яка затверджується Міністерством Фінансів | Книга обліку доходів, яка затверджується Міністерством Фінансів | Для неплатників ПДВ – книга обліку доходів, яка затверджується Міністерством фінансів. Для платників ПДВ – облік доходів та витрат за формою та в порядку, встановленому Міністерством фінансів. |
Застосування РРО | Не застосовують | Не застосовують | Не застосовують |
Джерело
Новая упрощенная система с 01.01.2012 (Законопроект 8521)
Парламент во втором чтении принял Законопроект №8521 от 16.05.2011 о внесении в Налоговый кодекс изменений относительно упрощенной системы налогообложения. В случае подписания Президентом соответствующий закон вступит в силу с 01.01.2012.
Представляем вниманию читателя предварительный и неполный анализ второй редакции Законопроекта.
Главное
1. Включение в расходы по налогу на прибыль
Исключен дискриминационный пункт 139.1.12 НКУ, которым запрещалось отнесение плательщиками налога на прибыль стоимости товаров, работ и услуг, полученных от плательщиков единого налога, на расходы. Одновременно плательщиков налога на прибыль обязали подавать вместе с декларацией «перечень доходов и расходов в разрезе контрагентов – плательщиков единого налога».
Однако следует учитывать, что работать с юридическими лицами могут не все группы предпринимателей и не по любым видам деятельности (см. ниже).
2. НДС
Физ-лицам – плательщикам единого налога 3-й группы (см. ниже) – возвращена возможность зарегистрироваться плательщиком НДС, но только при соответствии критериям обязательной регистрации (п. 181.1. НКУ). Согласно внесенным изменениям печать в налоговой накладной проставляется такими плательщиками только при ее наличии. Однако указанная норма вступит в силу лишь после принятия закона относительно установления принципа осуществления хоз-деятельности субъектами частного права без применения печатей.
Какие налоги придется платить упрощенцам
Единый налог заменяет собой:
- налог на прибыль,
- НДФЛ (в части хоз-деятельности);
- НДС (кроме импорта и кроме упрощенцев 3-4 группы – плательщиков НДС);
- земельный налог (в части хоз-деятельности);
- сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;
- сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.
Соответственно, упрощенцам по результатам предпринимательской деятельности и с учетом ограничений на применение упрощенной системы придется платить:
- акцизный налог (в случае розничной продажи ТСМ в ёмкостях до 20 л и розничной продажи пива и столовых вин физ-лицами);
- сбор за 1-ую регистрацию ТС;
- экологический налог;
- плату за пользование радиочастотным ресурсом;
- плату за спец-использование воды;
- сбор за спец-использование лесных ресурсов;
- пошлину;
- налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;
- сбор за места для парковки авто.
Кроме того, как и раньше, придется платить ЕСВ. Но предприниматели могут успокоить себя тем, что ЕСВ не входит в перечень налогов и сборов.
Ограничения
Плательщикам единого налога запрещены следующие виды деятельности:
- организация и проведение азартных игр;
- обмен ин-валюты;
- любые виды деятельности с подакцизными товарами (кроме розничной продажи ТСМ в ёмкостях до 20 л и розничной продажи пива с столовых вин физ-лицами);
- любые виды деятельности с драг-металлами и драг-камнями;
- добыча и реализация полезных ископаемых;
- финансовое посредничество (кроме некоторых видов деятельности в сфере страхования – см. п.п. 6) п.п. 291.5.1);
- деятельность в сфере управления предприятиями;
- почта, связь;
- продажа предметов искусства, антиквариата; организация торгов предметами коллекционирования, искусства, антиквариата;
- организация гастрольных мероприятий;
Некоторые виды деятельности запрещены только физ-лицам (но разрешены юр-лицам):
- сдача в аренду земельных участков свыше 0,2 га;
- сдача в аренду жилых помещений свыше 100 кв. м, нежилых помещений свыше 300 кв. м.;
- тех-испытания и исследования (гр. 74.3 КВЕД ДК 009:2005);
- аудит.
Кроме того, не могут применять упрощенную систему следующие СПД:
- любые фин-учреждения;
- регистраторы ЦБ;
- СПД, в уставном капитале которых совокупность долей юр-лиц – плательщиков налогов на общей системе – превышает 25%;
- территориально-обособленные подразделения юр-лица – плательщика налогов на общей системе;
- нерезиденты;
- СПД, имеющие налоговый долг.
Денежная форма расчета остается единственно дозволенной для всех групп плательщиков единого налога.
Группы
Плательщики единого налога, физ- и юр-лица, разделены на 4 группы, для каждой из которых установлены свои ограничения и ставки налога.
К 1-3-й группам отнесены только физ-лица:
1. Первая группа:
объем доходов: до 150 тыс. грн.;
виды деятельности:
- розничная продажа товаров с торговых мест на рынках,
- бытовые услуги населению;
наемные работники: нет;
ставка: 1-10% от минимальной зарплаты на начало года.
Перечень бытовых услуг населению обширен (40 пунктов), странен и приведен в п. 291.6 НКУ.
2. Вторая группа:
объем доходов: до 1 млн. грн.;
виды деятельности:
- услуги (только населению или плательщикам единого налога),
- производство и / или продажа товаров,
- ресторанное хозяйство;
наемные работники: до 10 лиц единовременно;
ставка: 2-20% от минимальной зарплаты на начало года.
Обратите внимание: плательщики единого налога, отнесенные ко 2-й группе, могут оказывать услуги только населению или другим упрощенцам. Исходя из структуры п.п. 2) п.п. 291.4 для производства и продажи товаров это ограничение не применяется.
Физ-лица, осуществляющие посреднические услуги, связанные с недвижимым имуществом (гр. 70.31 КВЕД ДК 009:2005), отнесены к 3-й группе.
3. Третья группа:
объем доходов: до 3 млн. грн.;
вид деятельности: любые, кроме запрещенных для упрощенной системы;
наемные работники: до 10 лиц единовременно;
ставки: 3% от дохода для плательщиков НДС или 5% от дохода для неплательщиков НДС
4. Четвертая группа – для юр-лиц:
объем доходов: до 5 млн. грн.;
виды деятельности: любые, кроме «запрещенных»;
наемные работники: до 50 (среднеучетное кол-во);
ставки: 3% от дохода для плательщиков НДС или 5% от дохода для неплательщиков НДС
Физ-лица, отнесенные к 3-1 группе и юр-лица, отнесенные к 4-й группе, могутзарегистрироваться плательщиками НДС при соответствии требованиям к обязательной регистрации. Следует учитывать, что они обязанызарегистрироваться плательщиками НДС в случае осуществления поставок плательщикам НДС на сумму свыше 300 тыс. грн. (см. п. 181.1 и п.п. 293.8 4) г) НКУ) и перейти на ставку 3% с НДС.
Налоговый период: для 1 группы – год, для 2-4 – квартал.
Последствия превышения объемов
- Сумма превышения облагается по повышенной ставке (для 1-3 групп – 15%, для 4 группы – двойная ставка);
- Плательщик налога 1-2 группы переходят со следующего квартала в соответствующую достигнутому объему группу (заявление – до 20 числа месяца, следующего за кварталом, в котором имело место превышение), а при отсутствии такого заявления – на общую систему.
- Плательщики налога 3-4 группы переходят на общую систему.
Ставки налога «по умолчанию»
для 1 гр.: 1-10% от минимальной зарплаты на начало года;
для 2 гр.: 2-20% от минимальной зарплаты на начало года;
для 3 и 4 гр.: 3% от дохода для плательщиков НДС, 5% от дохода для неплательщиков НДС.
Ставки налога – особые случаи
Для 1-й и 2-й групп:
- при осуществлении нескольких видов деятельности применяется наибольшая из ставок;
- при осуществлении хоз-деятельности на территории более одного совета применяется максимальная ставка.
Увеличения ставок на 50% при использовании наемного труда не предусмотрено.
Ставки в случае нарушений
К сумме превышения предельного объема дохода, к доходам, не указанным в свидетельстве (для 1-2 групп), к доходам от «запрещенных» видов деятельности и к доходам с неденежной формой расчета (для всех групп) применяется ставка
- 15% для 1-3 групп;
- двойной размер ставки – для 4-й группы.
Обратите внимание: 15% – это не НДФЛ, а ставка единого налога.
О ставке 3% + НДС
Возможность применять ставку 3% с НДС предоставлена уже зарегистрированным плательщикам НДС, а также СПД, превысившим объем поставок, указанный в п. 181.1 НКУ (300 тыс. грн.). Добровольная регистрация плательщиком НДС по ст. 182 НКУ для упрощенцев не доступна, т.к. упрощенец, не достигший объема поставок 300 тыс. грн., не является в понимании НКУ «лицом» (см. п.п. 4) п. 293.8 НКУ и п. 1) ст. 1 раздела I Законопроекта 8521).
Доход
Несмотря на то, что еще на начальных курсах юр-фака студентов учат не определять понятие через самое себя, законодатель под «доходом» плательщика единого налога – физ-лица подразумевает именно «доход, полученный на протяжении налогового периода в денежной (наличной, безналичной) форме». С доходом юр-лица еще хуже: доходом является «любойдоход, включая доходы представительств, филиалов, отделений такого юр-лица».
По мнению автора, это значительный менее четкое определение, чем «выручка от реализации» из Указа Президента 727.
В доходы физ- и юр-лиц включается также стоимость бесплатно полученных товаров и услуг, а также сумма кредиторской задолженности, срок исковой давности по которой истек.
Некоторые особенности:
- Предусмотрено, что в по договорам поручения, транспортного экспедирования или по агентским договорам доход является сумма вознаграждения поверенного (агента). О доходе комиссионера не сказано ничего, а вопрос, является ли договор комиссии агентским, при фискальном подходе не имеет однозначного ответа.
- Доход от продажи ОС определяется как и прежде как разница между ценой продажи и балансовой стоимостью.
- Кредиты доходом не являются. А вот возвратная фин-помощь, не возвращенная в течение 12 месяцев, включается в состав доходов.
- Не являются доходом денежные поступления за поставки, осуществленные в период пребывания на общей системе (в т.ч. суммы НДС), а также авансы, возвращаемые покупателям.
- Не являются доходом взносы в уставной фонд (в т.ч. неденежные).
- Дивиденды юр- и физ-лиц облагаются по правилам разделов ІІІ и IV НКУ соответственно.
Подробнее см. ст. 292 НКУ.
Уплата единого налога
Предприниматели, отнесенные к 1-2 группам, уплачивают налог ежемесячно в форме авансовых взносов до 20 числа текущего месяца (включительно). При этом, для них предусмотрено право уплатить налог авансом за весь налоговый период (для 1-й группы – год, для 2-й – квартал). По мнению автора, такое правоможет легко стать условием дальнейшего применения или перехода на упрощенную систему.
Начисление авансовых взносов осуществляется налоговым органом с учетом заявления налогоплательщика о ежегодном отпуске и заявлений о срокевременной утраты трудоспособности.
На ежегодный отпуск сроком в 1 месяц имеют право (т.е. освобождаются от уплаты налога) предприниматели 1-2 групп, которые не используют наемный труд. Также налог не уплачивается в случае предоставления копии больничногона срок свыше 30 дней (тоже при отсутствии наемных работников).
В случае, если новые ставки единого налога на следующий год не обнародованы до 15 июля текущего года, в следующем году должны использоваться «старые» ставки (см. п. 295.1 и п.п. 12.3.4 НКУ). Эта норма вступает в силу с даты опубликования данного Закона.
СПД, отнесенные к 3-4 группам, уплачивают налог в течение 10 дней после предоставления квартальной декларации (40 дней).
Учет
Для плательщиков налога 1-й и 2-й групп, а также для предпринимателей 3-й группы, не зарегистрированных плательщиками НДС, предусмотрено ведениеКниги доходов (но не расходов) по результатам рабочего дня. (Так что как мы неоднократно писали ранее, продаете ли вы оптическую технику или стройматериалы, консультируете или строите — хороший консультант, бухгалтер вам точно лишним не будет)
Для предпринимателей 3-й группы – плательщиков НДС – предусмотрен учет доходов и расходов в порядке, утвержденном Минфином.
Для 4-ой группы предусмотрен упрощенный учет по методике, утвержденной Минфином.
Относительно подтверждения учетных данных первичными документами в разделе, посвященном специальному режиму налогообложения, не сказано ничего. Посмотрим, каковы будут требования в отчетности, определенные Минфином. Также не следует забывать о требованиях п.177.10 НКУ об обязанности физ-лица – предпринимателя иметь подтверждающие документы относительно происхождения товара. Данный пункт применим к предпринимателям на общей системе, однако ничто не мешает налоговым органам распространить его действие и на упрощенцев.
Требования к декларациям изложены в ст. 296 НКУ – для их изучения еще достаточно времени.
Переход на упрощенную систему
Как и сегодня, для того, чтобы перейти на общую систему или продолжить работать на общей системе, необходимо подать заявление за 15 дней до окончания квартала.
Перейти на упрощенную систему можно не более одного раза за календарный год при условии соответствия всем требованиям, предъявляемым к пунктом 291.4 к соответствующей группе плательщиков единого налога по объему, количеству наемных работников и, как ни странно – по видам деятельности – в течение предыдущего календарного года.
Потеря права на применение упрощенной системы и сроки перехода на общую описаны в п. 298.2.3 НКУ.
Игорь Забута, управляющий партнер Юридической и бухгалтерской компании«4Business»
Подібні публікації:
Светлана Пантелеева
24 Окт, 2011
Полезная и нужная информация. Кто знает, тот всегда остается в выигрыше.
Нелли
25 Окт, 2011
Такая информация всегда пригодится! Спасибо!